Будем рады видеть вас на наших семинарах!

 

 

 Все семинары      Записаться на семинар

Бухгалтерский аутсорсинг («outsourcing») : как это работает.

В этой статье я постараюсь максимально подробно рассказать о механизме взаимодействия Заказчика — организации, пользующейся или планирующей прибегнуть к услугам бухгалтерской компании и Исполнителя — организации, оказывающей бухгалтерские услуги.

         Бухгалтерский аутсорсинг — передача отдельных участков бухгалтерского учета или бухгалтерии  целиком для обслуживания специализированной бухгалтерской организации.

         Идеальной формой сотрудничества между Заказчиком и Исполнителем можно считать форму, когда

Начнем с наиболее простой формы – постановки и ведения бухгалтерского и налогового учета у вновь зарегистрированной  организации.

         Взаимодействие Заказчика и Исполнителя включает в себя несколько последовательных этапов, которые, в идеале, должны закончиться подписанием договора на оказание бухгалтерских услуг, а именно:

Этап первый – ознакомительно-консультационный. На этом этапе специалисты Исполнителя вникают в особенности бизнеса Заказчика, оказывают первичные консультации по особенностям налогообложения, выбору системы налогообложения (у Заказчика есть 20 дней с момента регистрации организации для выбора системы налогообложения и подачи заявления в ИМНС, в противном случае по умолчанию будет действовать общая система налогообложения), постановке бухгалтерского учета, особенностям учетной политики, составлению первичных учетных документов и т.д;

Этап второй – конструктивный. На этом этапе стороны приступают к обсуждению договора на оказание бухгалтерских услуги его стоимости, определяются с вариантами оказания бухгалтерских услуг (удаленно, с предоставлением доступа на наш сервер, на котором установлена бухгалтерская программа,  с предоставлением первичных учетных документов в наш офис или с выездом ведущего бухгалтера в офис Заказчика). Заказчик знакомится с бухгалтером, который будет исполнять функции главного бухгалтера (по требованию Заказчика и без объяснения причин, бухгалтер может быть заменен другим). Достигнув согласия по всем вопросам, стороны подписывают в четырех экземплярах договор на оказание бухгалтерских услуг (один экземпляр передается в обслуживающий банк – в этом случае у Заказчика остается право первой подписи в банковской карточке; второй экземпляр — в ИМНС по месту регистрации, для внесения, закрепленного за Заказчиком бухгалтера в реестр налогоплательщиков; и по одному экземпляру Заказчику и Исполнителю) и в двух экземплярах – протокол согласования договорной цены;

Этап третий – текущая работа. На этом этапе представитель Заказчика совместно с бухгалтером определяются с графиком предоставления первичных учетных документов за отчетный период (передаются и возвращаются по реестру). Предоставляемые первичные документы обрабатываются бухгалтером в соответствии с нормами законодательства о бухгалтерском учете. Выполняются прочие необходимые бухгалтерские действия для формирования конечных результатов деятельности за отчетный период. На основании полученных результатов рассчитываются налоги, формируется необходимая налоговая, бухгалтерская и статистическая отчетность. Предоставление отчетности, подписанной Заказчиком, в государственные органы осуществляется Исполнителем (посредством интернета либо нарочным. Далее цикл повторяется.

Этап четвертый – завершающий. На этом этапе одна сторона за 30 дней в письменном виде предупреждает вторую сторону о расторжении договора. Оформляется соглашение о расторжении договора. Не позднее 10 дней с момента расторжения договора Заказчик представляет Исполнителю все имеющиеся первичные документы, относящиеся к последнему месяцу обслуживания. Документы обрабатываются бухгалтером и формируются конечные данные. Оформляется акт передачи дел, подписываемый с двух сторон. В случае если ведение учета велось в базе принадлежащей Исполнителю, возможна передача копии базы Заказчику по отдельному акту.

С простой формой мы разобрались и переходим к более сложной, когда уже работающая организация, при наличии бухгалтера в своём штате,  по каким-либо причинам решила прибегнуть к услугам бухгалтерской компании.

В этом случае первый этап начинается с выезда экспертов бухгалтерской компании в офис Заказчика для оценки состояния бухгалтерского и налогового учета. Если в результате экспертизы не требуется корректировка или, что еще хуже восстановление учета, то стороны переходят ко второму этапу – конструктивному. Если корректировка учета все же требуется, то стороны определяются, в какие сроки и какими силами и средствами она будет осуществляться.

На стадии третьего этапа, Заказчик передает Исполнителю остатки по счетам бухгалтерского учета, данные инвентаризации по состоянию на дату начала оказания услуг. Дальнейшая работа аналогична варианту простой формы взаимодействия Заказчика и Исполнителя.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы надеяться, что данная статья  поможет руководителям разобраться в различных нюансах бухгалтерского аутсорсинга и форм сотрудничества с бухгалтерской компанией.

 

Начальник отдела бухгалтерского аутсорсинга и методологии  С. Свидунович