Будем рады видеть вас на наших семинарах!

 

 

 Все семинары      Записаться на семинар

FAQ

Что такое бухгалтерский аутсорсинг и закреплен ли он на законодательном уровне в Республике Беларусь?

Под «аутсорсингом» понимается передача на контрактных условиях некоторых внутренних функций предприятия на сторону. Такая деятельность культивируется достаточно давно и успешно применяется во многих крупных компаниях как в отношении ведения бухучета, так и по другим направлениям производства и управления.

За рубежом подобная практика поставлена на поток. Большинство малых и средних, а иногда и крупных компаний вообще не содержат штатных бухгалтеров. В значительной мере это обусловлено тем, что в США и Евросоюзе техническая часть бухучета сведена до минимума и может выполняться секретарем, а для расчета налогов, составления налоговых деклараций и финансовой отчетности один раз в год приглашаются специалисты из бухгалтерских компаний.
В Беларуси рынок таких услуг развит гораздо меньше. И хотя с каждым годом количество бухгалтерских компаний растет, массового перехода на бухгалтерский аутсорсинг не происходит. Во многом это связано с чрезмерной сложностью бухгалтерского и налогового учета.
Итак, бухгалтерский аутсорсинг означает передачу функций по ведению бухгалтерского учета и отчетности на сторону. Правовой базой таких отношений в нашей стране является статья 6 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями), которая предоставляет каждому руководителю право выбора формы организации бухучета, в том числе передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей бухгалтерские услуги , специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем.
То есть организация имеет право передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета и составление отчетности бухгалтерской организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим подобные услуги. Обычно такой организации передается также ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, что не противоречит Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее — НК).
В пользу выбора такой формы ведения бухучета говорит и то, что в соответствии с подп. 2.2.10.9 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Министерством экономики Республики Беларусь 26.01.1998 N 19-12/397, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь 30.01.1998 N 01-21/8, Министерством финансов Республики Беларусь 30.01.1998 N 3, Министерством труда Республики Беларусь 30.01.1998 N 03-02-07/300, в себестоимость включаются расходы на оплату услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, в том числе расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, оказываемые сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, в тех случаях, когда штатным расписанием организации не предусмотрены те или иные функциональные службы. Аналогичная норма содержится в подп. 4-2.29 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (с изменениями и дополнениями), где предусмотрено, что такие услуги включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

Если же штатным расписанием организации предусмотрена бухгалтерская служба либо должность главного бухгалтера, то ведение бухгалтерского и налогового учета также можно передать специализированной организации, однако отнести эти расходы на себестоимость и в состав затрат, учитываемых при налогообложении, уже не удастся.
Отдельный вопрос: статус аутсорсера — бухгалтерской компании или предпринимателя — в представлении интересов заказчика в налоговых органах.
Так, в ст. 27 НК установлено, что уполномоченным представителем плательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. При этом уполномоченный представитель плательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном актами законодательства. Следовательно, для представления интересов заказчика в налоговых органах он должен выписать доверенность на имя ответственного сотрудника бухгалтерской компании. Согласно п. 5 ст. 63 НК налоговая декларация (расчет) представляется плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговый орган лично или направляется по почте.
Пунктом 23 Инструкции о порядке учета плательщиков налогов, сборов (пошлин) (иных обязанных лиц) в налоговых органах Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2003 N 127 (с изменениями и дополнениями), установлено, что юридические лица Республики Беларусь, за исключением юридических лиц, информация о государственной регистрации которых получена из регистрирующего органа, представляют документы, установленные пунктом 31 Перечня административных процедур, совершаемых налоговыми органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2007 N 1399 (далее — Перечень).
Отметим, что п. 31 Перечня установлено, что юридические лица помимо прочих документов при постановке на учет в налоговом органе представляют копии документов, подтверждающих полномочия лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом юридического лица. В случае аутсорсинга это должен быть руководитель (бухгалтер, главный бухгалтер) организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган по законодательству могут представлять руководитель заказчика бухгалтерских услуг и лицо, ответственное за ведение учета заказчика в бухгалтерской компании, сведения о которых находятся в налоговом органе. Очевидно, что и подписывать налоговую отчетность должны эти лица, однако прямого указания на это законодательство не содержит.
Не менее важен вопрос относительно подписи главного бухгалтера на первичных учетных документах. Ведь у заказчика бухгалтерских услуг главный бухгалтер в штате отсутствует. Следовательно, и в реквизите «подпись главного бухгалтера» необходимо ставить запись «отсутствует». Однако, если оформлением первичных учетных документов занимается предприятие, оказывающее бухгалтерские услуги, отсутствие подписи ответственного лица исполнителя может означать и отсутствие вины этого предприятия в случае нарушения порядка составления таких документов, а следовательно, и невозможность возмещения санкций.
Следует отметить, что деятельность в области бухучета не является лицензируемой. В Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Виды экономической деятельности», утвержденном Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2006 N 65, такая деятельность относится к коду 74122 «Деятельность в области бухгалтерского учета». Этот подкласс включает регистрацию коммерческих операций для коммерческих и прочих организаций; деятельность по бухгалтерскому учету, включая консультации; подготовку для частных лиц или организаций налоговых деклараций о доходах; консультативные услуги и представительство (кроме юридического) от имени клиентов перед налоговыми управлениями.
Подобные услуги могут оказывать аудиторские организации, которым ст. 2 Закона Республики Беларусь от 08.11.1994 N 3373-XII «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями,) (далее — Закон) разрешены помимо аудита и сопутствующие услуги, в том числе по постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета; консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При этом ст. 8 Закона запрещает аудиторским организациям и аудиторам, оказывавшими аудируемому лицу услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, проводить аудит за период восстановления, ведения бухгалтерского и (или) налогового учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По материалам, опубликованным в системе «Консультант-Плюс»

БУХГАЛТЕР НА ВРЕМЯ?

 На практике нередко встречаются случаи, когда бухгалтер увольняется, а другой на его место еще не найден. В этом случае на выполнение определенной бухгалтерской работы можно нанять физическое лицо по договору гражданско-правового характера, а в это время продолжать искать нужного кандидата.
При заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами необходимо учитывать нормы Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 N 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (с изменениями и дополнениями) (далее — Указ N 314).
В частности, подп. 1.1 Указа N 314 установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (далее — гражданско-правовые договоры), обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах, кроме условий, установленных законодательством, следующие существенные условия:
порядок расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;
обязательство заказчика — юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам (далее — заказчик), по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Фонд);
обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора, перечисленных в подпунктах 1.3 и 1.4 Указа N 314, и ответственность за их невыполнение;
основания досрочного расторжения гражданско-правового договора;
ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15% невыплаченной суммы за каждый день просрочки.
Следует учитывать, что физическое лицо не вправе заниматься постоянным ведением бухгалтерского учета и отчетности в организации по договору гражданско-правового характера. Это связано с тем, что согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон N 3321-XII) руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы:
создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
ввести в штат должность бухгалтера;
передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;
вести учет лично в случаях, предусмотренных Законом N 3321-XII или иными законодательными актами Республики Беларусь.
Кроме того, необходимо учитывать норму ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), согласно которой предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Включаем в себестоимость
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку затрат, произведенных в процессе производства и реализации продукции, товаров, работ, услуг.
В соответствии с подп. 18.34 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.10.2008 N 210/161/151 (далее — Основные положения), к элементу «Прочие затраты» в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относится оплата услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, в том числе оплата услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности, разработке бизнес-планов развития, оказываемых организации иными организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, в тех случаях, когда штатным расписанием организации не предусмотрены соответствующие функциональные службы или в должностные обязанности не включено выполнение названных работ.
Поскольку договор на оказание определенных услуг заключен с физическим лицом, то норма подп. 18.34 Основных положений в данном случае не применяется.
Согласно подп. 14.1.24 Основных положений в состав затрат на оплату труда в соответствии с законодательством включаются выплата вознаграждения гражданам за выполнение ими работ, оказание услуг по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договор подряда), если расчеты с гражданами за выполненную работу (оказанную услугу) производятся непосредственно самой организацией. При этом размер вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) по договору подряда определяется исходя из сметы на выполнение этих работ (оказание услуг) и платежных документов.
Таким образом, сумма вознаграждений, начисленная гражданам за выполнение ими работ, оказание услуг (в том числе бухгалтерских) по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договор подряда), как состоящим, так и не состоящим в штате организации, включается в себестоимость продукции (работ, услуг), но только при наличии сметы. Например, договор на оказание определенных бухгалтерских услуг может быть заключен с физическим лицом в связи с болезнью главного бухгалтера. В этом случае в обязанности этого физического лица может входить подготовка регистров бухгалтерского и налогового учета, а также налоговых деклараций.
Налог на прибыль
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон N 1330-XII) затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете. Порядок отражения (признания) затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) для определения облагаемой налогом прибыли устанавливается законодательством с учетом положений статьи 3 Закона N 1330-XII. Затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета.
Подпунктом 4-2.29 ст. 3 Закона N 1330-XII установлено, что к прочим затратам относятся оплата услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, в том числе оплата услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности, оказываемых организации иными организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, в тех случаях, когда штатным расписанием организации не предусмотрены соответствующие функциональные службы.
Вместе с тем поскольку договор заключается с физическим лицом, то приведенная выше норма в данном случае не применяется.
Согласно подп. 3.19 ст. 3 Закона N 1330-XII к затратам на оплату труда относится в соответствии с законодательством выплата вознаграждения гражданам за выполнение ими работ (оказание услуг) по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договор подряда), если расчеты с гражданами за выполненную работу (оказанную услугу) производятся непосредственно самой организацией. При этом размер вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) по договору подряда определяется исходя из сметы на выполнение этих работ (оказание услуг) и платежных документов.
Отметим, что типовой формы такой сметы законодательством не установлено.
В соответствии со ст. 663 ГК цена на работы по договору подряда может быть определена путем составления сметы.
В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
Таким образом, по законодательству смету должен составить подрядчик (в данном случае физическое лицо), в которой он указывает объемы работ и их стоимость. Подписанная гражданином смета подтверждается организацией за подписью ее руководителя и становится частью договора.
Таким образом, сумма вознаграждений, начисленная гражданам за выполнение ими работ, оказание услуг (в том числе бухгалтерских) по заключенным договорам гражданско-правового характера, как состоящим, так и не состоящим в штате организации, включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли. При отсутствии сметы начисление вознаграждения гражданам за выполнение ими работ (оказание услуг) по заключенным договорам гражданско-правового характера не может быть отнесено на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли.
Подоходный налог и страховые взносы
Если заключен гражданско-правовой договор с физическим лицом на оказание бухгалтерских услуг, то ставка подоходного налога составляет 12% независимо от того, состоит он в штате у этого предприятия или нет.
Напомним, что если физическое лицо, работающее по гражданско-правовому договору, в течение года не имело места основной работы, то права на стандартные налоговые вычеты у него не возникает.
Таким образом, если физическое лицо оказывает услуги по договору гражданско-правового характера и при этом также состоит в штате организации, ему предоставляются стандартные налоговые вычеты в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (далее — Закон о подоходном налоге) при условии, что работа в этой организации для работника является основным местом работы .

Для целей Закона о подоходном налоге местом основной работы признается наниматель, которому в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора и у которого ведется трудовая книжка работника.
Если же физическое лицо получает доходы по такому договору не по месту основной работы, то права на стандартные налоговые вычеты по таким доходам у него не возникает.
Итак, если физическое лицо, работающее по договору гражданско-правового характера, не имеет места основной работы, то оно утрачивает право на стандартные налоговые вычеты, а имущественные и социальные налоговые вычеты ему в таком случае предоставляются при подаче налоговой декларации (расчета) в налоговые органы по окончании налогового периода.
Статьей 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 N 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» (с изменениями и дополнениями) установлено, что обязательному государственному социальному страхованию подлежат среди прочих граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 N 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями) объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования (далее — выплаты), включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше четырехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.
При начислении страховых взносов следует учитывать нормы Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 40 (далее — Положение N 40).
Согласно п. 4 Положения N 40 плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в Фонд не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.
Плательщики, предоставляющие работу по гражданско-правовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы в дни выплат вознаграждений по этим договорам, но не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.
Сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работника, и подлежащая уплате за истекший месяц, должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы.
При занятости работников неполное рабочее время и (или) неполный месяц обязательные страховые взносы, подлежащие уплате за истекший месяц, должны быть не менее суммы названных взносов, исчисленной из суммы размера минимальной заработной платы (с учетом индексации) пропорционально времени, отработанному в соответствующем месяце.
Условие об обязательной уплате минимальной суммы обязательных страховых взносов не применяется при исчислении указанных взносов с выплат, начисленных в пользу лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, осужденных к лишению свободы или находящихся в лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ, работающих в общественных и религиозных организациях (объединениях) (п. 5 Положения N 40).
Обязательные страховые взносы за работающих граждан начисляют, удерживают и перечисляют их работодатели в сроки, установленные в пункте 4 Положения N 40.
Заявление работающих граждан об уплате обязательных страховых взносов не требуется (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства).
Таким образом, взносы в Фонд по гражданско-правовому договору с гражданином на оказание бухгалтерских услуг производятся от фактически начисленных сумм и отражаются в учете записями:
Д-т сч. 70 (76) — К-т сч. 69 — на сумму отчислений в Фонд (1%);
Д-т сч. 20, 25, 26, 44 — К-т сч. 69 — отчисления в Фонд (34%).
Пример:
В связи с болезнью бухгалтера, ведущим учет товарно-материальных ценностей, с физическим лицом, не состоящим в штате, заключен гражданско-правовой договор на оказание бухгалтерских услуг: отражение в регистрах бухгалтерского учета хозяйственных операций по приходу и расходу товаров за май 2009 г. Физическое лицо составило смету на оказываемые услуги, в которой определило сумму вознаграждения в размере 450000 руб. Смета утверждена руководителем организации и является приложением к договору.
После оказания бухгалтерских услуг (в июне 2009 г.) стороны подписали акт об оказанных услугах в сумме 450000 руб. В бухучете организации будут составлены записи:
Д-т сч. 44 — К-т сч. 76 — 450000 руб. — начислено вознаграждение на основании акта об оказанных услугах;
Д-т сч. 76 — К-т сч. 68 — 54000 руб. — на сумму удержанного подоходного налога (450000 x 12 / 100);
Д-т сч. 76 — К-т сч. 69 — 4500 руб. — на сумму отчислений в ФСЗН (1%) (450000 x 1 / 100);
Д-т сч. 44 — К-т сч. 69 — 153000 руб. — на сумму отчислений в ФСЗН (34%) (450000 x 34 / 100).
На сумму отчислений в Белгосстрах от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится запись: Д-т сч. 44 — К-т сч. 76.
Если обратиться к организации
Выполнением определенных бухгалтерских услуг может заниматься и юридическое лицо. Но в этом случае целесообразно заключить договор на выполнение не определенных бухгалтерских услуг, а в целом на ведение бухучета и бухгалтерской отчетности заказчика.

В мире широко распространена практика передачи дел по ведению бухгалтерского учета специализированным компаниям. Это позволяет сократить расходы на содержание бухгалтерии, отбросить сомнения в правильности расчета налогов, квалифицированно оптимизировать налогообложение, обеспечить документооборот и дает ряд других преимуществ.
Под аутсорсингом (outsourcing) понимается передача на контрактных условиях некоторых внутренних функций предприятия «на сторону». Такая деятельность культивируется достаточно давно и успешно применяется во многих крупных компаниях как в отношении ведения бухучета, так и по другим направлениям производства и управления.
За рубежом подобная практика поставлена на поток. Большинство малых и средних, а иногда и крупных компаний вообще не содержат штатных бухгалтеров. В значительной мере это обусловлено тем, что в США и Евросоюзе техническая часть бухучета сведена до минимума и может выполняться секретарем, а для расчета налогов, составления налоговых деклараций и финансовой отчетности один раз в год приглашаются специалисты из бухгалтерских компаний.
Существует ли рынок подобных услуг в Беларуси? Что предлагают бухгалтерские компании отечественным предприятиям?
В Беларуси рынок таких услуг развит гораздо меньше. И хотя с каждым годом количество бухгалтерских компаний растет, массового перехода на бухгалтерский аутсорсинг не происходит. Во многом это связано с чрезмерной сложностью бухгалтерского и налогового учета. Преимущественно на аутсорсинг в Беларуси переходят компании с небольшими оборотами.
Итак, бухгалтерский аутсорсинг означает передачу функций по ведению бухгалтерского учета и отчетности на сторону. Правовой базой таких отношений в нашей стране является статья 6 Закона N 3321-XII, которая предоставляет каждому руководителю право выбора формы организации бухучета, в том числе право передачи на договорных началах ведения бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем.
То есть организация имеет право передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета и составление отчетности бухгалтерской организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим подобные услуги. Обычно такой организации передается также ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, что не противоречит Налоговому кодексу Республики Беларусь.
В пользу выбора такой формы ведения бухучета говорит и то, что такие расходы учитываются при налогообложении прибыли. Если штатным расписанием организации предусмотрена бухгалтерская служба либо должность главного бухгалтера, то ведение бухгалтерского и налогового учета также можно передать специализированной организации, однако отнести эти расходы на себестоимость и в состав затрат, учитываемых при налогообложении, уже не удастся.
Взаимоотношения предприятия, оказывающего услуги по ведению учета, и заказчика этих услуг могут строиться по-разному. Однако общая схема сотрудничества выглядит следующим образом.Оценка деятельности потенциального заказчика с целью определения возможного восстановления бухгалтерского учета и определения объема оказываемых услуг

Заключение договора на оказание бухгалтерских услуг с указанием их перечня. Представление заказчиком договора в налоговую инспекцию вместе с копией приказа о назначении ответственного лица исполнителя за ведение бухучета, составление налоговой и бухгалтерской отчетности для внесения соответствующей информации в реестр налогоплательщиков

Оформление заказчиком карточек с образцами подписей должностных лиц и оттиска печати. Обычно карточка оформляется только с правом первой подписи руководителя организации. При этом в нотариальную контору помимо прочих документов представляется договор, заключенный с бухгалтерской организацией

Знакомство представителя заказчика с персональным бухгалтером. Однако некоторые бухгалтерские организации предпочитают свести общение клиента с бухгалтером, ведущим учет, к минимуму, мотивируя это тем, что договор заключен не с конкретным человеком, а с фирмой. В некоторых организациях бухучет заказчика ведет не один бухгалтер, а несколько. В этом случае представитель заказчика общается с руководителем группы

Периодическое представление документов для обработки исполнителю. Сроки закрепляются в договоре. Периодическое информирование заказчика о финансовых показателях деятельности предприятия, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, остатках ТМЦ и т.п.

Сдача налоговой и иной отчетности в государственные органы. Как правило, это тоже обязанность аутсорсера. Однако заказчик может сдаватьэту отчетность и сам. Представление заказчику информации о суммах начисленных налогов, сборов и иных обязательных платежей
Отметим, что в любых действиях есть элемент риска. Не исключение и переход на аутсорсинг. Но руководитель решает сам, как управлять этим риском и снижать его воздействие.
По материалам, опубликованным в системе «Консультант-Плюс»

 

Расходы по оказанию услуг в составе затрат, учитываемых при налогообложении

Вопрос:

Организация занимается оказанием услуг по ведению бухгалтерского учета. С целью выполнения отдельных операций для оказания услуг привлекаются иные бухгалтерские организации по договору возмездного оказания услуг. Включаются ли расходы по оказанию услуг привлекаемой организации в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?

Ответ:

Статьей 733 гл. 39 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) определено, что по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правила гл. 39 ГК применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных, риэлтерских услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44 — 47, 49, 51 ГК.
В ст. 3 Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» (далее — Закон N 1330-XII) указано, что затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете. Порядок отражения (признания) затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) для определения облагаемой налогом прибыли устанавливается законодательством с учетом положений ст. 3 Закона N 1330-XII. Затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, определяются на основании документов бухгалтерского и налогового учета.
Особое внимание следует обратить на норму подп. 4-2.29 ст. 3 Закона N 1330-XII, согласно которой к прочим затратам относятся оплата услуг по управлению организацией или отдельными ее подразделениями, в том числе оплата услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности, оказываемых организации иными организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, в тех случаях, когда штатным расписанием организации не предусмотрены соответствующие функциональные службы.
Данная норма применима, когда услуга оказывается непосредственно организации. То есть в состав затрат, учитываемых при налогообложении, включаются затраты по ведению бухгалтерского учета и отчетности для самой организации, а не ее заказчиков, в тех случаях, когда штатным расписанием организации не предусмотрены соответствующие функциональные службы.
Cтоимость оказанных бухгалтерских услуг другой организацией в ситуации, изложенной в вопросе, включается в состав затрат, учитываемых при налогообложении, по элементу «Материальные затраты» как расходы организации на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых (оказываемых) организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) обособленными подразделениями организации.
К работам (услугам) производственного характера относится осуществление отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание и ремонт основных средств и другие подобные работы (услуги) (подп. 2.6 ст. 3 Закона N 1330-XII).
По материалам, опубликованным в системе «Консультант-Плюс»

 

Облагаются ли НДС услуги по ведению бухгалтерского учета представительства нерезидента

 

Вопрос:

Организация оказывает услуги по ведению бухгалтерского учета представительству резидента Российской Федерации, не осуществляющему хозяйственной деятельности. Облагаются ли НДС указанные услуги?

Ответ:

В соответствии со ст. 3 Протокола между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг (далее — Протокол), подписанного сторонами 23 марта 2007 г., вступившего в силу с 1 мая 2008 г., местом реализации работ, услуг признается территория государства Стороны, если работы, услуги приобретаются налогоплательщиком государства этой Стороны при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных и маркетинговых услуг, а также услуг по обработке информации и при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Согласно ст. 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).
Под организациями понимаются:
юридические лица Республики Беларусь;
иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
хозяйственные группы.
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или законами Республики Беларусь.
Поскольку представительство резидента Российской Федерации в Республике Беларусь является плательщиком Республики Беларусь, то местом реализации услуг по ведению бухгалтерского учета для представительства признается территория Республики Беларусь. Следовательно, оборот по реализации услуг облагается по ставке НДС 18%.
Исходя из ст. 7 Протокола он применяется в отношении работ, услуг, выполненных, оказанных после вступления Протокола в силу, т.е. с 1 мая 2008 г.
До этой даты при определении места реализации услуг следовало руководствоваться подп. 1.4.3 ст. 33 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, согласно которому местом реализации бухгалтерских услуг признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) услуг осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения является Республики Беларусь. Таким образом, местом реализации данных услуг при оказании представительству иностранного юридического лица также являлась Республика Беларусь, и подлежал исчислению НДС.
По материалам, опубликованным в системе «Консультант-Плюс»

 

ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, НЕ ЗАВЕРШЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ И НЕУСТАНОВЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)

Вопрос:

Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при проведении переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования по состоянию на 1 января 2012 г.?

Ответ:

Нормативная база по проведению переоценки на 1 января 2012 г. сформирована. Основными нормативными правовыми документами являются:

Указ Президента РБ от 20.10.2006 № 622 «О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования» (далее - Указ № 622);

постановление Совета Министров РБ от 17.11.2006 № 1543 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 622» (далее - постановление № 1543);

Инструкция о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования, утвержденная постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минстройархитектуры РБ от 05.11.2010 № 162/131/37 (далее - Инструкция № 162/131/37).

 

Вопрос:

Распространяются ли изменения, внесенные в Указ № 622 Указом Президента РБ от 21.10.2011 № 476 (далее - Указ № 476), на переоценку, проводимую по состоянию на 1 января 2012 г.?

Ответ:

Да.

Указ № 476 вступил в силу с 1 января 2012 г.

Датой проведения ежегодной переоценки в соответствии с Указом № 622 также определено 1 января года, следующего за отчетным.

Следовательно, изменения предусмотренные Указом № 476, распространяют свое действие на проведение переоценки по состоянию на 1 января 2012 г.

 

Вопрос:

В отношении каких организаций установлено требование об обязательном проведении переоценки?

Ответ:

Изменения и дополнения, внесенные в Указ № 622, предусматривают обязательную переоценку:

в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств - для всех организаций независимо от формы собственности;

по иным основным средствам, а также не завершенным строительством объектам и неустановленному оборудованию - для государственных организаций, а также хозяйственных обществ с долей государства более 50 % и без доли иностранных инвесторов.

Организации или собственники их имущества с долей государства менее 50 % и с долей иностранных инвесторов получили право самостоятельного определять случаи проведении переоценки.

 

Вопрос:

Распространяется ли критерий проведения переоценки - достижение индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за октябрь текущего года к месяцу, предшествующему дате последней переоценки, величины 103 % и более - на организации, самостоятельно принимающие решение о проведении переоценки?

Ответ:

Не распространяется, указанный критерий является обязательным только в отношении объектов и организаций, по которым переоценка является обязательной.

Таким образом, обязательная переоценка, обусловленная, как и ранее, выполнением критерия - достижение индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения за октябрь текущего года к месяцу, предшествующему дате последней переоценки, величины 103 % и более - сохраняется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств для организаций всех форм собственности, а также для иных объектов основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования государственных организаций, а также организаций с долей государства в уставном фонде более 50 %, не являющихся коммерческими организациями с иностранными инвестициями.

Справочно

По данным Национального статистического комитета, в октябре 2011 г. индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения к декабрю 2010 г. составил 208,1 %.

 

Для организаций, получивших право самостоятельно принимать решение о проведении переоценки, случаи ее проведения определяются самими организациями (если необходимость принятия подобных решений собственником закреплено учредительными документами - собственниками их имущества), критерий о достижении индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения 103 % и более в данном случае не является обязательным.

 

Вопрос:

Может ли организация, самостоятельно принимающая решение о проведении переоценки, выбрать дату ее проведения, отличную от 1 января 2012 г.?

Ответ:

Организации не вправе принять решение о проведении переоценки на иную дату в течение календарного года.

Подпункт 1.2 п.1 Указа № 622 изменений не претерпел и по-прежнему устанавливает одну дату проведения переоценки - 1 января года, следующего за отчетным, которая является единой для всех организаций, как самостоятельно принимающих решение о проведении переоценки, так и проводящих ее в обязательном порядке.

 

Вопрос:

Является ли порядок проведения переоценки, определяемый Инструкцией № 162/131/37, обязательным к применению организациями, самостоятельно принимающими решение о проведении переоценки?

Ответ:

Пунктом 2 Указа № 622 Совету Министров РБ поручено определить порядок переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования. Согласно подп.1.1 п.1 постановления № 1543 полномочия определять порядок переоценки переданы Министерству экономики РБ, Министерству финансов РБ, Министерству архитектуры и строительства РБ.

Таким образом, единый порядок проведения переоценки - применяемые подходы, методы, отражение в бухгалтерском учете результатов - как и ранее, определяется на ведомственном уровне - Инструкцией № 162/131/37.

Указ № 622 предоставляет организациям с долей государства менее 50 % и с долей иностранных инвесторов самостоятельно принимать решение о проведении переоценки. При принятии такого решения организация должна соблюдать требования Инструкции № 162/131/37 относительно порядка ее проведения.

 

Вопрос:

Существуют ли обязательные критерии проведения переоценки для организаций с долей государства менее 50 % и с долей иностранного инвестора?

Ответ:

Указ № 622 не вводит каких-либо критериев для принятия решения о проведении переоценки для организаций с долей государства менее 50 % и с долей иностранного инвестора, оставляя указанное решение исключительно за самими организациями либо собственниками их имущества.

Вместе с тем предоставление права самостоятельного принятия решения о проведении переоценки не говорит о полной ее отмене для организаций с долей государства менее 50 % и с долей иностранного инвестора и не исключает ее периодического проведения с целью недопущения обесценения активов организации и формирования источника восстановления основных средств, их эффективного воспроизводства.

 

Вопрос:

Какие службы (лица) в организации принимают решение о проведении переоценки и составе переоцениваемых объектов в организациях с долей государства менее 50 % и с долей иностранного инвестора?

Ответ:

Указ № 622 не вводит регулирования относительно лиц (служб) внутри организации, ответственных за принятие решения о проведении переоценки для организаций с долей государства менее 50 % и с долей иностранного инвестора, необходимости закрепления подобного решения в учетной политике организации. Вместе с тем в соответствии с п.7 Инструкции № 162/131/37 функции проведения переоценки в организациях закреплены за комиссией по проведению амортизационной политики. В данном случае является обоснованным предоставить указанной комиссии также и право принятия решения о проведении переоценки.

Также п.7 Инструкции № 162/131/37 определено, что решение о проведении переоценки в отношении всех или отдельных объектов основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования следует закрепить приказом руководителя организации.

 

Вопрос:

Может ли организация, самостоятельно принимающая решение о проведении переоценки, провести переоценку только отдельных объектов имущества?

Ответ:

Для организаций, самостоятельно определяющих случаи проведения переоценки на 1 января 2012 г. в соответствии с Указом № 622 (кроме обязательной переоценки зданий, сооружений и передаточных устройств), не вводится ограничений относительно возможности принятия такого решения по отношению ко всем без исключения объектам основных средств, не завершенным строительством объектам и неустановленному оборудованию либо выборочно отдельных из них.

В данном случае п.1 Инструкции № 162/131/37 определены возможные варианты принятия решения о переоценке:

всего имущества, относимого к основным средствам, не завершенным строительством объектам, неустановленному оборудованию;

объектов основных средств, относящихся к определенным группам, подгруппам либо классифицируемым определенными шифрами действующей классификации основных средств;

отдельных объектов основных средств, неустановленного оборудования, объектов строительства.

Пример

Организация с долей государства менее 50 % приняла решение о переоценке основных средств, относящихся к группе «Транспортные средства». Такое решение может касаться переоценки:

- всех объектов, относящихся к указанной группе;

- объектов, входящих в отдельные подгруппы указанной группы («Легковые автомобили», «Подвижной состав автомобильного транспорта» и т.п.);

- объектов, относящихся к одному шифру указанной группы («Автомобили малого класса», «Автомобили-самосвалы грузоподъемностью до 3 т» и т.п.);

- отдельных объектов основных средств из данной группы.

 

Вопрос:

Изменился ли на 1 января 2012 г. перечень объектов, исключаемых из переоценки, содержащийся в п.5 Инструкции № 162/131/37?

Ответ:

Состав объектов, не подлежащих переоценке, изменений не претерпел.

По-прежнему не подлежит переоценке имущество, указанное в п.5 Инструкции № 162/131/37: имущество, находящееся в зонах отчуждения, первоочередного и последующего отселения районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС; земельные участки, объекты природопользования; жилищный фонд; библиотечный фонд; фильмофонды, историко-культурные ценности, сценическо-постановочные средства и оборудование; объекты лизинга (в т.ч. затраты, отражаемые лизингополучателем в виде присоединенной стоимости объекта лизинга); объекты незавершенного жилищного строительства, жилой части многоквартирных жилых домов (жилые и вспомогательные помещения); имущество потребительских кооперативов, осуществляющих строительство и (или) эксплуатацию стоянок транспортных средств, гаражей, принадлежащих гражданам; имущество жилищно-строительных кооперативов и иных организаций граждан-застройщиков, товариществ собственников; имущество дачных, садоводческих товариществ (кооперативов).

В отношении указанного перечня надлежит обратить внимание на следующее:

- законодательно закреплено исключение из переоценки не только самих объектов лизинга, но и дополнительных затрат, учитываемых в качестве присоединенной стоимости таких объектов, имеющих непосредственное отношение к стоимости объектов лизинга;

- при исключении из переоценки объектов жилищного фонда, жилой части многоквартирных домов следует учитывать, что к жилой части многоквартирных жилых домов относятся жилые и вспомогательные помещения этих жилых домов, определяемые в соответствии с Жилищным кодексом РБ.

Справочно

К жилищному фонду относятся:

жилые дома общего типа;

специальные жилые дома (общежития, дома маневренного фонда, жилые дома для престарелых, дома-интернаты для инвалидов ветеранов и другие), служебные и иные жилые помещения.

В жилищный фонд не включаются:

помещения, предназначенные для сезонного проживания (дачные и садовые домики, дома, квартиры, номера для отдыха в профилакториях, домах отдыха, кемпингах и т.п.);

помещения, предназначенные для временного проживания (номера гостиниц, помещения для приезжих);

помещения, предназначенные для проживания, но не завершенные строительством;

передвижные жилища (вагоны, трайлеры, палатки, др.);

самовольно построенные или заселенные, непригодные для проживания строения независимо от факта их использования для проживания; жилые корпуса колоний и тюрем, казармы и т.п.;

 

- имущество, относимое к историко-культурным ценностям, не подлежит переоценке независимо от его использовании (неиспользования) в предпринимательской деятельности.

 

20.01.2012 г.

 

Ирина Толкун, консультант управления финансовой политики Министерства экономики Республики Беларусь